ФОРУМ

Форум » Обсуждение общих вопросов » Учиться слушать и понимать музыку


Atonal (18.02.2011 22:07) не в сети не в сети

В связи с комментарием пользователя Split It Out от 12 июля 2010 года
(http://classic-online.ru/users/?item=17396&tab=comments).

В Соединенных Штатах еще в 2008 году вышла любопытная книга Тома Муна (Тоm Мооn) под
названием “1,000 Recordings To Hear Before You Die”, что значит `1000 записей, которые не
худо бы послушать, прежде чем помрёшь`.

У книги превосходный эпиграф-девиз: `Чем больше любишь музыку, тем больше музыки, которую
любишь` (The more you love music, the more music you love).

По сути дела, это длинный перечень компакт-дисков, которые, как считает автор, надо бы
успеть послушать, пока жив. Замысел отличный, но, к сожалению, в этом списке - всё в куче:
и классика, и поп-музыка, и рок, и джаз, и блюз.

Так вот, мы как-то с моими приятелями, американскими музыкантами и просто любителями, на
досуге затеяли составить свой, так сказать, рекомендательный список, включив в него, что
называется, `самое-самое`, то есть то, что, как нам хотелось бы, послушали наши дети, не
навязывая им при этом ничего `обязательного`.

Дети, понятное дело, увлечены роком, в том числе и не самым плохим и даже, прямо скажем,
очень хорошим, которому мы и сами отдаём должное.

Что же мы могли бы предложить им, но не в качестве альтернативы року, а в качестве
дополнения к нему?

Мы не пытались, подобно Тому Муну, объять необъятное и потому список получился довольно
кратким. Каждый участник написал свой перечень, а потом мы отобрали общее, решив, однако,
что список будет открыт для дополнения. Вот что получилось.

1. Бах. Хорошо темперированный клавир. Месса си минор
2. Берг. Лирическая Сюита. Лулу
3. Берио. Sequenzas
4. Гайдн. Симфония Nо. 45
5. Гершвин. An American in Paris
6. Гласс. Symphony No. 5
7. Губайдулина. `In Tempus Praesens`, второй скрипичный концерт
8. Дебюсси. Images. Estampes
9. Картер. Струнные квартеты
10. Копланд. Quiet City
11. Корильяно. The Red Violin Caprices. Sonata for Violin
12. Лигети. Скрипичный концерт
13. Лютославский. Jeux venitiens
14. Мессиан. Des canyons aux etoiles
15. Моцарт. Реквием
16. Мусоргский. Картинки с выставки
17. Пендерецкий. Utrenja
18. Перголези. Stabat Mater
19. Равель. Болеро
20. Рахманинов. Второй и Третий фортепианные концерты
21. Фелдман. String Quartet
22. Франк. Прелюдия, хорал и фуга
23. Чайковский. Первая и Шестая симфонии. Времена года
24. Шнитке. Gogol Suite. 1 - 4 квартеты
25. Шостакович. Kвартет Nо. 8

Ну, и как вам это нравится?
  +1

MargarMast (18.02.2011 22:32) не в сети не в сети

Atonal, это очень интересная идея. Я обязательно воспользуюсь списком, чтобы послушать
то, что не слышала. Но он всё-таки очень субъективен. Где же Сибелиус, где Григ, где
Шопен, где Брамс, где Стравинский? Это я назвала первых попавшихся. Неужели Пендерецкий
стоит хоть кого-нибудь из них, а Гершвин - Стравинского? Всё-таки, видно очень влияние
вкуса американцев - не самого изысканного, Вы уж меня извините, мы всё-таки тоже
принадлежим к той же группе.
  +1

musikus (18.02.2011 23:04) в сети в сети

Список носит этакий стохастический, абсолютно бессистемный характер и уж НИКАК не
соответствуют представлению о том, без чего нельзя обойтись в жизни. Почему-то получается,
что без сомнительных квартетов (да еще во множественном числе!)Картера нельзя обойтись, а
без, к примеру, 14-го квартета Бетховена - можно. И, действительно, `американизмы` списка
вопиют. Почему такой, весьма средний, если не посредственный, композитор, как Аарон
Копленд (притом, что он для американцев - `классик`), в списке присутствует, а целого ряда
действительно великих авторов - нет. НЕ СЕРЬЕЗНО, РЕБЯТА. Вы просто ложно ориентируете
тех, кто еще не очень в теме.
  +2

MargarMast (19.02.2011 00:22) не в сети не в сети

Да, кстати говоря, возвращаясь к тем же американцам - неужели у профессиональных
музыкантов не на слуху имя Айвза? А Копланд, действительно, недостоин вообще никакого
упоминания ни в каком списке, и его `Апалачинская весна` - просто символ музыкальной
поверхностности и занудства. Я и не заметила его имени раньше.
 

Atonal (19.02.2011 03:30) не в сети не в сети

Г-н Musikus,
во-первых, спасибо за отклик. Я как раз и ожидал его в первую очередь от Вас, как от
человека, по Вашему же выражению, находящегося `в теме`.

Во-вторых, я полностью согласен с Вашей общей оценкой списка. Мы и не собирались
составлять нечто всеобъемлющее и тем более - удовлетворившее бы всех. Этот список - всего
лишь отражение вкусов небольшой группы лиц, к тому же, по большей части любителей.

В-третьих, цель моей публикации была одна: побудить пользователей составить свой список
`самого-самого`. Вот и давайте начнем хотя бы с Вас. Первое сочинение Вы уже назвали: 14
квартет Бетховена. Очень хорошо. Что ещё? Одно только условие, если не возражаете: не
больше 25 имён. Согласны?
 

musikus (19.02.2011 11:29) в сети в сети

И все-таки это несерьезно. Знаете, есть такой анекдот. Двое солдат разговаривают: Первый:
`Иду на ДР к корешу. Бутылку купил, а что еще взять - не знаю`. Второй: `Ну, купи
какую-нибудь книгу...`. Первый: `Да нет, книга у него уже есть`. Так и со списком `не
больше 25 наименований`. Я когда-то решил составить себе антологию русской поэтической
лирики. И таки сделал ее, выписав строго по одному стихотворению от каждого автора,
невзирая на масштабы дарования. Получилось два тома машинописи и порядка 350 имен в них.
Процесс был интересный, но результат все же - сомнительный.
Мун прав, нужно уж по крайней мере 1000 произведений, чтобы отразить богатства мировой
музыки, накопленной за столетия. Но это - серьезная работа... Здесь, скорее, нужно так:
каждый участник добавляет в общий список те произведения (пусть даже всего горстку),
которые сопровождают его всю жизнь (или будут сопровождать, как ему кажется). Но только
отбор должен быть принципиальный, ответственный. Никаких Картеров. И - не ограничивать
величину списка. Создать такие АННАЛЫ.
  +3

From (19.02.2011 15:51) не в сети не в сети

Я думаю, следовало бы создать некоторый `базовый` список из наиболее доступной для
понимания музыки, но в то же время нетривиальной) А после него - огромный простор для
поисков. Я думаю, куда важнее проблема популярности и доступности такого простора)
  +2

vmb1 (19.02.2011 18:13) не в сети не в сети

`Такая была перина! Всю жизнь собирала! Ни одного перышка! Пушинка к пушинке!`
 

ladunov (19.02.2011 20:12) не в сети не в сети

Лигети есть. А Бетховена и Шопена нет!

Лучше бы там классики было побольше.
 

musikus (19.02.2011 20:40) в сети в сети

МАНЬЯКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ.Депрессивная фаза выражается в эмоциональном и
интеллектуальном спаде. Больные испытывают беспричинную тоску, глубоко пессимистичны, они
испытывают чувство полного бессилия...
МАРАЗМ - состояние распада психической деятельности, сопровождающееся крайним
физическим и умственным истощением. Развивается как исход некоторых хронических болезней,
поражающих ЦНС, например - сифилиса...
(Медицинская энциклопедия).
 

MargarMast (19.02.2011 21:45) не в сети не в сети

Да-а, vmb1, что тут можно сказать... Бедный Вы, бедный.
 

MargarMast (19.02.2011 21:55) не в сети не в сети

Потом, Atonal - ну почему всё-таки 25? что это за магическая цифра такая? Почему не по
крайней мере 100? Неужели даже начинающий меломан не может прослушать 100 произведений? И
мне очень нравится идея musikus`a - чтобы каждый составил список из самых значительных
произведений для него самого, тех самых, которые - как книги, которые хотелось бы взять с
собой на необитаемый остров.
 

MargarMast (19.02.2011 22:45) не в сети не в сети

Кстати говоря - вот тоже интересное замечание Темирканова, который сказал, что при всей
своей любви к Чайковскому, это - не тот композитор, которого он стал играть бы часто, а
вот Брамса - как он сказал - можно играть бесконечно. Вроятно, потому что Чайковский
очень быстро насыщает, у него как бы предельные эмоции, он всепоглощающий. Поэтому, может
быть, на необитаемый остров нужно было бы взять Брамса, чтобы слушать его ещё и ещё,а
Чайковский и так звучал бы в душе. Вот интересно - кто что бы взял с собой на необитаемый
остров?
 

vmb1 (20.02.2011 17:52) не в сети не в сети

`Выписать строго по одному стихотворению от каждого автора, невзирая на масштабы
дарования` - это АБСОЛЮТНЫЙ ИДИОТИЗМ.
(К медицинской энциклопедии не прибегал. И так ясно.)
 

musikus (20.02.2011 19:03) в сети в сети

Успокойтесь, болезный, не тужтесь так-то уж шибко, берегите свой ливер, а то он уже лезет
у вас наружу.
 

musikus (20.02.2011 19:39) в сети в сети

Кстати, об «идиотизме». Он сводился к тому, что автор этих строк несколько лет, не
торопясь, заново и, надо сказать, с большим удовольствием, читал русскую поэзию – от и до
– от силлабики и классицизма XVII в. до настоящих дней, копался в поэтической литературе,
стремился поглубже вникнуть в стилевые особенности текстов. В результате эта антология
включила в себя самых разных представителей русского стиха, представленных во всех,
практически, течениях, группировках (центрофугалы, заумники, ничевоки, неоакмеисты и проч.
– смыслите Вы в этом что-нибудь?) и до нынешних, включая андеграунд, постмодерн,
концептуалистов, метаметафористов, верлибристов, иронистов и проч. И вот, чтобы как-то
зафиксировать весь этот процесс, и была сделана антология, демонстрирующая образцы стилей.
Не такое уж идиотское занятие. И не кажется ли Вам, vmb1, что в этом конкретном случае
потуги представить каждого поэта не одним показательным текстом, а целой выборкой стихов
были бы АБСОЛЮТНЫМ ИДИОТИЗМОМ? Перепечатать себе (на пишущей машинке!) всю русскую
поэзию?!
 

tbe1 (21.02.2011 09:42) не в сети не в сети

В первый раз зашла на этот форум и сразу же сложилось мнение, что тут обитают не любители
музыки, а ученики школы злословия. Идея Atonal хорошая. Вместо того, чтобы поддержать ее и
предложить свои альтернативные списки (никто же не собирается заносить их в Энциклопедию
всех времен и народов), вы критиканствуете. Неконструктивно.
 

musikus (21.02.2011 11:19) в сети в сети

Идея Atonal привлекательна для всех, кто любит музыку, но трудно осуществима в рамках 25
наименований. В этом все дело. Ну нельзя мировую музыку, взятую во всем ее разнообразии и
ставшую для многих важной частью личной жизни, символизировать этаким шорт-листом. Это
возможно лишь для тех, кто имеет этакие, `узкопрофильные` привязанности (`Я люблю только
Шопена, особенно вечером` или -категорически! - `У меня весь день в проигрывателе ХТК
Баха!`). Все это очень мило и очень хорошо характеризует человека (ведь не Стаса Михайлова
любит и не урода Лепса!), а - Баха. Но, положа руку на сердце, все это мало имеет
отношения к музыке, как к Искусству. Это, скорее, вариант `меблировочной музыки`. Что до
`большого списка`, то он мог бы быть интересен и полезен для тех, кто вовлечен в мир
музыки и хотел бы совершенствоваться, развиваться. Ну, как список книг, который отец дает
сыну, книг, которые нужно непременно прочитать молодому человеку, чтобы тот не остался
невеждой. У меня, грешного, давно есть такой прикидочный МУЗЫКАЛЬНЫЙ список,
адресовававшийся одному неофиту, но это не 25 названий, а, примерно, 25 страниц
компьютерного текста. На форуме их не выложишь.
 

Dymassen (21.02.2011 17:57) не в сети не в сети

Тут немного больше, чем 25.

1. И.С. Бах - Пассакалья и фуга до-минор
2. И.С. Бах - Прелюдия и фуга ре-мажор
3. Д. Букстехуде - Прелюдия и фуга соль-минор BuxWV 149
4. А. Вивальди - Времена года
5. Л. ван Бетховен - Симфония №5
6. Л. Боэльман - Готическая сюита
7. П.И. Чайковский - Сюита из балета `Щелкунчик`
8. Ф. Лист - Годы странствий
9. В.А. Моцарт - Реквием
10. В.А. Моцарт - Симфония №25
11. В.А. Моцарт - Симфония №40
12. В.А. Моцарт - Концерт для ф-но с оркестром `Эльвира Мадиган`
13. Л. ван Бетховен - Лунная соната
14. К. Дебюсси - Бергамасская сюита
15. М. Регер - Интродукция и пассакалья ре-минор
15. С. Франк - Прелюдия, фуга и вариации си-минор
16. С. Франк - Пастораль ми-мажор
17. Ф. Мендельсон-Бартольди - Симфония `Реформационная`
18. С.С. Прокофьев - балет `Ромео и Джульета`
19. Дж.П. да Палестрина - Missa papae Marcelli
20. Г. Аллегри - Miserere mei, Deus
21. И.С. Бах - Кантата `Christ lag in Todes banden`
22. Й. Пахельбель - Hexachordum Apolinis
23. К. Сен-Санс - Симфония №3 `Орган`
24. К. Монтеверди - Vespro della beata vergine
25. Ф. Шуберт - Неоконченная симфония
26. И.С. Бах - Страсти по Иоанну
27. Э. Григ - Сюита `Эдвард Григ`
28. Г.Ф. Гендель - Музыка на воде
29. С. Франк - Хорал №1 для органа Ми мажор
30. Д.Д. Шостакович - Симфония № 7 До мажор `Ленинградская`
31. И. Штраусс (сын) - Вальсы и польки
32. Л. Вьерн - Вторая сюита
33. Г.Ф. Гендель - Концерт для органа или арфы с оркестром Op.4 №6 Си-бемоль мажор
  +2

ladunov (21.02.2011 18:07) не в сети не в сети

Замечательно, что опирается на классику. Но все равно нет многих любимых композиторов.
Того же Шопена.
 

MargarMast (21.02.2011 21:29) не в сети не в сети

Не могу этим не поделиться - только что получила от друзей.
http://www.youtube.com/watch?v=0REJ-lCGiKU&feature=related
Для не знающих английского - `3-х-летний Джонатан дирижирует 4-й частью 5-й симфонии
Бетховена. Первоначально этот отрывок прозвучал в исполнении Берлинского филармонического
оркестра под управлением Герберта фон Караяна - одного из самых любимых оркестров и
дирижёров Джонатана. Страсть к классической музыке проявилась у Джонатана, когда ему было
всего восемь месяцев. Вскоре после этого он начал дирижировать сам.` Радуйтесь, люди -
поколение гениев только народилось. Так что - всё впереди, vbm1 :). Посмотрите ещё на
Akim`a Camara. vbm1, учитесь радоваться жизни!
  +1

MargarMast (22.02.2011 00:18) не в сети не в сети

Всё-таки список самых любимых произведений - это интересно. Только 25 -мало. Предлагаю
увеличить число, добавить лучшего исполнителя данного произведения с т. зр. `любителя`, и
поместить на отдельную страницу `Мои любимые произведения` - сентиментально, но простенько
и понятно.
 

MargarMast (22.02.2011 01:24) не в сети не в сети

Только что услышала, как Сати цитировала ответ Светланова на тот самый вопрос журналиста -
`какую партитуру Вы взяли бы с собой на необитаемый остров?` (до чего же мы все
неоригинальны) - на что Светланов ответил -`не хочу на необитаемом остров - там уже сидит
Темирканов, который взял с собой партитуру `Реквиема` Моцарта или `Реквиема` Верди, а я
хочу на звезду, и возьму с собой `Симфонические танцы` Рахманинова`. Вот так вот, дорогие
товарищи меломаны.
 

Atonal (22.02.2011 07:28) не в сети не в сети

Господа tbe1, Dymassen, спасибо за поддержку.

Г-н Musikus, двадцать пять названий - это всего лишь минимум, которого вовсе не
обязательно строго придерживаться. Вы же сами понимаете, что публиковать длинные списки
здесь вряд ли возможно. У Вас есть 25 страниц - ну так напечатайте хотя бы одну-две!
Посмотрим, что из этого выйдет. Как правильно заметила г-жа tbe1, никто же не собирается
заносить их в энциклопедию.

Г-жа MargarMast, мой список, конечно, субъективный. Хотел бы я знать, каким же он еще мог
быть! Вы можете предложить объективный? Ну, вперед, кто же Вам мешает!

Я предлагаю исключить всякую критику, хотя бы на время. Пусть каждый предлагает своё, как
это сделал г-н Dymassen. В этом и только в этом был мой замысел.

Позднее я расскажу, что получилось в конце концов с моим списком, который я предложил
некоторым моим молодым друзьям-американцам.
 

MargarMast (22.02.2011 19:41) не в сети не в сети

Atonal, дорогой, что это Вы вдруг решили обидеться, когда поезд уже ушёл - уже все
согласились, что это хорошая идея, а покритиковали Вас слегка, любя :). Я же Вас очень
даже поддержала и даже предложила выделить это на отдельную страницу - надо будет Фому
Фомича раскачать на новый темы на форуме, а то с этим пока туго, и всё сваливается в кучу.
 

musikus (23.02.2011 20:25) в сети в сети

Осмелюсь предложить вариант «Анналов» – как отклик на идею Atonal. Но 24 страницы моего
первичного списка сокращены до 3-х: даются только имена, и лишь в 5-ти случаях оставлены и
произведения, для примера. Это, конечно, не список «моей любимой музыки» (хотя
присутствут и таковая), это, скорее, навигация для путешествия по музыке, взятой
«широкополосно». Намеренно включены авторы, относящиеся к самым разным эпохам, стилям и
направлениям. В моем исходном списке представлены они, понятно, с разной полнотой – от
Баха (см.) до авторов однгой строкой, хотя и у корифеев взято лишь самое характерное,
«шлягерное». И ясно, что представлены только достаточно устоявшиеся имена, тогда как
представители текущего музыкального процесса лишь ждут своей очереди. Поэтому список сей
радикально отличается от перечня имен, фигурирующих в н а ш е м Архиве. Очевидно также,
что это субъективный перечень, и для любого индивидуального взгляда будет чего-то
недоставать (или что-то окажется «лишним»!). Но это, как раз, нормально. (Извиняюсь за
неряшливое форматирование текста. При копировании в Форум текст рассыпается)

Айвз, Аллегри, Артемов, Бакалов, Барбер, Барток,

Бах И.С. – Кантаты №№ 12, 51, 56, 82, 140, 158, Месса си минор, Страсти по
Матфею,Страсти по Иоанну, Для органа: Прелюдия и фуга до минор, Фантазия и фуга соль
минор, Прелюдия и фуга соль минор, Прелюдия и фуга до минор, Токката, адажио и фуга до
мажор, Токката и фуга ре минор, Пассакалья и фуга до минор, «Органная
книжечка», Органная месса, Искусство фуги (органная версия), Партиты для
клавира №№ 1, 5, 6, Хорошо
темперированный клавир, Хроматическая фантазия и фуга ре минор, Фантазия до
минор, Итальянский концерт, Гольдберг-вариации, Партита № 2 для скрипки соло ре минор,
Чакона из Партиты – в переложениях для ф-но и др., Сюиты для виолончели соло №№ 5, 6,
Концерт ля минор для скрипки с оркестром, Концерт ми мажор для скрипки и гобоя с
оркестром, Концерт ре минор для 2-х скрипок с оркестром, Шесть Бранденбургских концертов,
Концерт ре минор для клавира (скрипки) с оркестром, Концерт фа минор для
клавира с оркестром, Оркестровые сюиты №№ 1, 2, Музыкальное приношение

Беншуа, Берг, Бёрд, Березовский, Берио, Берлиоз, Бернстайн, Бетховен
Бизе, Beatles, Бородин, Бортнянский, Брамс, Бриттен, Брукнер, Булез, Бэрд, Вагнер,
Вайнберг, Вайнер, Варез, Вебер, Веберн, вёрджиналисты, Верди, Вивальди, Вила-Лобос,
Вилларт, Витали, Воан-Уильямс, Возрождение, Вольф, Гаврилин, Гайдн Й., Гайдн М.,
Галынин, Гендель, Гершвин, Глазунов, Гласс, Глинка, Глиэр, Глюк, Голубев, Гречанинов,
Григ, григорианский хорал, Губайдулина, Гуно, Гурецкий, Гурник, Дворжак,

Дебюсси – Опера «Пеллеас и Мелисанда», Музыка к «Мученичеству св.
Себастьяна», Три баллады Франсуа Вийона, Три песни Шарля Орлеанского,
Симфонические произведения: «Море», Триноктюрна, «Послеполуденный
отдых фавна», «Образы», балет «Игры», сюита «Весна», Маленькая сюита, Два танца для арфы с
орк. Фортепьянные произведения: 24 прелюдии, 12 этюдов, «Образы», «Эстампы», Бергамасская
сюита, Детский уголок, «Для ф-но», «Остров радости», Шесть античных эпиграфов, «На
черных и белых», Квартет соль минор, Сонаты: для скр. и ф-но, для виол.
и ф-но, для флейты, альта и арфы, Пять стихотворений Шарля Бодлера, «Забытые ариетты»,
«Галантные празднества», «Три песни Билитис».

Денисов, Депре, Джезуальдо, Джиордано, Дюка, Жаннекен, Жоливе, Ибер, Изаи, Кабалевский,
Кабесон, Казелла, Калинников, Канчели, Кара-Караев, Каретников, Карлович, Катуар, Кейдж,
Кодай, Копленд, Корелли, Ксенакис, Куперен Ф., Кшенек, Лало, Лассо, Леклер, Леонковалло,
Лигети, Лист, Лушер, Люлли, Лютославский, Лядов, Малер, Мартину, Мартынов, Масканьи,
Массне, Машо, Мендельсон,

Мессиан – Симфония «Турангалила», «Из ущелий к звездам», «Пробуждение птиц»,
«Экзотические птицы», Три маленькие литургии, «Цвета града небесного», Для органа:
«Небесное причастие», «Явление предвечной церкви», «Органная книга», «Рождество Христово»,
Камерные произведения: «Ярави», Каталог птиц, Квартет «На конец времени».

Метнер, Мийо, Мирзоян, Монтеверди, Мосолов, Моцарт, Мусоргский, Мясковский, Новак
В., Новак Я., Обрехт, Окегем, Онеггер, Орик, Орфф,
Оффенбах, Паганини, Палестрина, Пендерецкий, Перголези, Пёрселл, Петров, Пистон,
Польский авангард, Прокофьев, Пуленк, Пуччини, Пьяццолла, Пярт, Равель, Райх, Рамо,
Рамовж, Рахманинов, Респиги,
Римский-Корсаков, Россини, Рубинштейн, Руссель, Рыбников, Ряатс, Салманов,
Сарасате, Сати, Свиридов, Сенс-Санс, Сибелиус, Сидельников, Сильвестров, Скарлатти Д.,
Скрябин, Слонимский, Сметана, Соге, Спиричуэлс и госпел, Средние века и Возрождение,
Стамиц,

Стравинский – Симфонии: Симфония в трех движениях, Симфония in C,
«Симфония псалмов», Симфонии духовых памяти Дебюсси, Концерты: для ф-но и духовых,
Каприччио для ф-но с орк., Концерт для скр. с орк., Dumbarton Oaks, «Базельский концерт»,
«Черный концерт», Балетная музыка: «Жар-пица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка»,
«Пульчинелла», «Апполон Мусагет», «Поцелуй феи», «Орфей», Оркестровые пьесы, сюиты:
«Фейереверк», «Ода», «Песнь соловья», «Русское скерцо», Регтайм, Цирковая полька», Танго,
Кантаты, сценические сказки: «Звездоликий», «Персефона», «Истрия солдата», «Байка про
лису…», Оперы: «Соловей», «Эдип-царь», «Похождения повесы», Культовые сочинения: Месса,
Кантата, Кантата «Вавилон», Cantikum sakrum, Threni, Камерные ансамбли: Три пьесы для
квартета, Октет для духовых. Для ф-но: Соната, Концерт для 2-х ф-но, Пиано-раг-музик, Три
пьесы из б-та «Петрушка», Для скрипки и ф-но: «Итальянская сюита», Дивертисмент.
Камерно-вокальные циклы, песни.

Танеев, Таривердиев, Тартини, Телеман, Тертерян, Тищенко, Уэббер,
Фалья, Фибих, Форе, Франк, Франсе, Фрескобальди, Хаба, Хампердинк, Хачатурян,
Хиндемит, Холст, Хренников, Чайковский, Чайковский Б., Черепнин Н., Чесноков, Чешский
авангард, Чилеа, Чюрлёнис, Шабрие, Шапорин,

Шёнберг – «Просветленная ночь», «Пеллеас и Мелисанда», «Песни Гурре», Камерные симфонии
№ 1, 2, Пять пьес для оркестра, соч. 5, Серенада, «Лунный Пьеро»,
«Моисей и Аарон», «Ожидание», «Счастливая рука», «Уцелевший в
Варшаве», Квинтет для духовых, Фантазия для скр. и ф-но. Пьесы для ф-но, соч 11, 19, 23,
33, Песни

Шимановский, Шнитке, Шопен, Шоссон, Шостакович, Штокгаузен, Штраус И., Штраус Р.,
Шуберт, Шульгоф, Шуман, Щютц, Щедрин, Эйслер, Элгар, Эллингтон, Энди, Энеску, Эшпай,
Яначек.
 

MargarMast (23.02.2011 21:57) не в сети не в сети

Чувствую, что надо начинать жить сначала :).
 

gross (23.02.2011 22:15) не в сети не в сети

Ув. musikus, анналы получились мощнейшие. Похоже, что Вы решили переписать всю
энциклопедию. Мне интересно, зачем понадобилось подробно расписывать Дебюсси? Вы же
перечислили все его произведения, кроме `Девы-избранницы` и `Блудного сына`. За что Вы
отодвинули `Деву`? Разве можно так обращаться с женщиной, тем более- такой красивой?
(Шутка).
 

musikus (23.02.2011 23:24) в сети в сети

Я же оговорился, что называю, прежде всего `хиты`, которые здесь определяют `глубину
вспахивания`, на которую замахивается слушатель. А `Дева-избранница` и некоторые другие
вещи Д. к хитам не относится. Да и кое-что из того, что названо в перечне (`Мученичество
св. С.`, к примеру). Именно желанием показать с какой примерной глубиной (полнотой)было бы
желательно внедряться в музыкальную толщу в случае КАЖДОГО автора и объясняется выбор
такой формы `Анналов`. Становится более понятным, что если СТОЛЬКО желательно взять у
Баха, Дебюсси, Стравинского или Шёнберга, то и в других случаях требуется подобный же
подход.
  +1

MargarMast (24.02.2011 06:04) не в сети не в сети

Нет, всё-таки идея Atonal`a кажется более приемлемой, потому что от такой бесконечности
просто опускаются руки. Ведь понятно, что начинающий меломан, и даже `intermediate` будут
не в состоянии всё это перепахать. Поэтому - поддерживаю предложение Atonal`a - хотя и
без ограничения 25 произведениями - давать список наиболее любимых, жизненно необходимых,
вещей, которые в чём-то отражают личность `любящего`. Понятно, что есть такие
`любвеобильные` меломаны (и у нас есть тут примеры ;)), для которых такой выбор затруднён
- потому что уж больно много любимых вещей и трудно что-нибудь выбросить. Но всё-таки,
если очень постараться... Я над своим списком задумалась - потому что приходится
вспоминать, что потрясло когда-то - ведь со временем эти ощущения могли стереться.
 

Atonal (24.02.2011 09:43) не в сети не в сети

“Нет, всё-таки идея Atonal`a кажется более приемлемой, потому что от такой бесконечности
просто опускаются руки.”

Ну вот, до отдельных пользователей уже кое-что доходит. Это вселяет надежду.

Что же до `анналов`, предложенных Mr. Musikus, то они хороши и даже очень хороши, но...
Но для того, чтобы освоить эту громадину (а ведь опубликован только фрагмент списка) надо
не просто слушать музыку, а работать, как проклятому, в поте лица. Это задача
профессионала.

Моя же идея не имеет ничего общего с профессиональным освоением всего мирового
музыкального наследия.

Мой замысел гораздо, гораздо скромнее. Часть его была изложена в первой публикации этого
отдела (`Учиться слушать и понимать музыку`) и выражалась в вопросе, что мы можем
предложить современным молодым людям, которые отродясь ничего, кроме рока и `попсы`, не
слышали?

Понятно, что если мы предложим гигантский список Musikus`a, то добьемся только одного:
окончательно оттолкнем молодежь от серьезной музыки.

Вот почему я предложил короткий (а надо было бы еще короче) список музыкальных
произведений, освоить который более или менее под силу обыкновенному человеку, не
профессионалу. То ли это осталось непонятым, то ли некоторые во что бы то ни стало хотят
спорить - не знаю.

Другая сторона замысла была еще проще и может быть выражена так: что должен узнать из
музыкального наследия человек, мнящий себя `образованным и культурным`, прежде, чем он
вообще утратит способность что-либо узнавать, то есть, попросту говоря, умрет?

Ответить на этот вопрос самому себе я нахожу своевременным и важным. Полагаю, что и
другие пользователи сайта не планируют жить вечно, а потому некоторое, скажем так,
подведение итогов могло бы заинтересовать если не всех подряд, то хотя бы отдельных
любителей музыки.

В соответствии с этим замыслом список `самого-самого` в музыке мыслится мною как
МАКСИМАЛЬНО СУБЪЕКТИВНЫЙ, ПРЕДЕЛЬНО ЛИЧНЫЙ И СУГУБО ПЕРСОНАЛЬНЫЙ. Его я еще только
собираюсь опубликовать, но пока не уверен, надо ли.

Такие субъективные, личные и персональные перечни `самого-самого` могут быть сравнимаемы,
но - по природе своей - ни в коем случае не оспориваемы и уж тем менее критикуемы.
 

musikus (24.02.2011 11:30) в сети в сети

Хорошо, вот и мои «25». Привожу только по одному названию, но сердце сжимается от
сожаления…

1.Барбер – Адажио из струнного квартета
2.Барток – Сюита «Чудесный мандарин»
3.Бах – Хроматическая фантазия и фуга ре минор
4.Берг – Концерт для скр. с орк.
5.Березовский – «Не отвержи мене во время старости»
6.Бетховен – 31-я соната
7.Beatles – Good night
8.Брамс - 1-я симфония
9.Бриттен – Вариации т.н. Фрэнка Бриджа
10.Брукнер – 7-я симфония
11.Вагнер – «Чудо страстной пятницы» из «Парсифаля»
12.Веберн - № 4 из Шести пьес для орк., соч. 6
13.Верди – Реквием
14.Вила-Лобос – 2-я бразильская бахиана
15.Глазунов – Концерт для скр. с орк.
16.Голубев – Арфовый квинтет
17.Григ – Лирическая сюита
18.Гурник – «Четыре времени года»
19.Дворжак – Stabat mater
20.Дебюсси – Симфонический синтез из «Пеллеаса и Мелисанды»
21.Кодай – «Секейская прядильня»
22.Куперен – «Менестрандия»
23.Лист – Соната си минор
24.Лядов – «Волшебное озеро»
25.Малер – Адажио из 10-й симфонии
26.Мартину – 6-я симфония-фантазия
27.Мессиан – «Сад сна любви» из симфонии «Турангалила»
28.Метнер – 2-й концерт для ф-но с орк.
29.Моцарт – Симфония-кончертанте для скр. и альта с орк.
30.Мусоргский – «Картинки с выставки» (С.Рихтер)
31.Мясковский – 27-я симфония
32.Онеггер – «Жанна на костре»
33.Орфф – «Триумф Афродиты»
34.Пёрселл – Финал оп. «Дидона и Эней»
35.Прокофьев – «Здравица»
36.Пуленк – «Человеческий голос»
37.Пуччини – «Турандот»
38.Пьяццолла – «Четыре времени года в Буэнос-Айресе»
39.Равель – «Дафнис и Хлоя»
40.Рамовж – «Траурная музыка» памяти матери
41.Рахманинов – 2-я симфония
42.Респиги – «Пинии Рима»
43.Римский-Корсаков – «Китеж»
44.Салманов – 2-я симфония
45.Свиридов – «Курские песни»
46.Сен-Санс – Три арии Далилы
47.Сибелиус – 4-я симфония
48.Сильвестров – 5-я симфония
49.Скрябин – Прелюдии, соч.11
50.Стравинский – «Весна священная»
51.Таривердиев – Музыка из к/ф «До свиданья, мальчики!»
52.Тартини – Соната «Дьявольские трели»
53.Фалья – Опера «Жизнь коротка»
54.Фибих – Поэма
55.Форе – «Парадиз» из Реквиема
56.Франк – Соната для скр. и ф-но
57.Хиндемит – Маленькая камерная музыка для духовых
58.Холст – «Планеты»
59.Чайковский – Херувимская из «Литургии св. Иоанна Златоуста»
60.Чайковский Б. – Концерт для скр. с орк.
61.Черепнин Н. – «Зачарованное царство»
62.Шёнберг – «Песни Гурре»
63.Шимановский – 1-й концерт для с кр. с орк.
64.Шнитке – «Гимны»
65.Шопен – Прелюдии, соч. 28
66.Шоссон – Поэма для скр. с орк.
67.Шостакович – 8-я симфония
68.Штраус Р. – «Метаморфозы»
69.Шуберт – «Неоконченная симфония»
70.Шуман – Фантазия до мажор
71.Щедрин – «Музыкальное приношение»
72.Энеску – 3-я симфония
73.Яначек – Симфониетта
  +2

MargarMast (24.02.2011 19:09) не в сети не в сети

Atonal, никто не критиковал бы `личного` списка - у каждого, действительно, свои вкусы и
пристрастия. Но Вы-то вынесли на обсуждение свой первый список, как `плод коллективного
разума` - и тут уже вполне могут быть предъявены претензии. Поскольку список оказался
действительно `американизированным`. Нельзя начинать обучать молодёжь с такого однобокого
списка - у них сложится неправильный взгляд на вещи ;).

К тому же, Вы ставите прямо противоположные задачи - составить `личный`, сугубо
субъективный список, который может только характеризовать данного человека - что задача
вполне посильная, хотя для некоторых истинных меломанов, как musikus, она сопровождается
потерями себя, и, в то же время - составить список, который должен быть в анналах у любого
человека, считающего себя образованным. Мне, например, кажется, что вторая задача просто
несостоятельна, потому что тогда список должен быть действительно полным и составлять не
менее 1000 наименований. Иначе - как может считать себя образованным человек,
прослушавший только 25 произведений классической музыки? Да это любой школьник в своей
короткой жизни прослушал 25 произведений.
 

gross (24.02.2011 20:18) не в сети не в сети

To Musikus: Что касается `хитов`: Дебюсси- это очень высокий уровень наслаждения
Прекрасной Музыкой. `Попсовая` терминология здесь не подойдёт. И посмотрите статистику:
`Дева` по числу прослушиваний уступает только `Лунному свету` и `По белому и черному`. А в
общем списке она в 4-м десятке, из многих тысяч. Это не хит? И ещё: не сочтите за критику,
но `Пеллеаса` надо слушать если не целиком, то хотя бы законченными по смыслу частями. А
оркестровые выжимки- ни к чему.
 

musikus (24.02.2011 20:59) в сети в сети

Не очень понял про `попсовую терминологию`. Что до `Девы`, то это, в общем, ранний
Дебюсси, стиль которого - лишь слабый раствор `настоящего Дебюсси`. Впрочем, есть и
поздний Дебюсси - `Св. Себастьяна`, `Игр`, стиль которых, практически, тоже уже, мало
имеет общего с импрессионизмом. Так, что статистика, связанная с `Девой` (и, заодно, с
`Лунным светом`), не очень-то показательна. Здесь, примерно, такой же эффект, как с
`Бадинери` из 2-й сюиты Баха, которую, конечно, знают и любят больше, чем, скажем,
`Искусство фуги`. Ибо - попроще и подоступнее. Что касается `Пеллеаса`, то Вы правы, надо
слушать целиком, как я обычно и делаю (не только с операми), и знаком я с `Пеллеасом`
вовсе не по `симфоническому синтезу`, а по полным оригинальным записям оперы, которую я
слушал, слава богу, множество раз (еще с 50-х г.г., в том числе в музее Глинки)и прилично
знаю, а дома у меня три их варианта - с Булезом, Хайтинком и Дезормье.
 

Atonal (24.02.2011 21:20) не в сети не в сети

К списку из 73 названий Mr. Musikus`a.

Смысл обмена подобными перечнями вижу хотя бы в том, что, прочитав его, обнаружил четыре
неизвестных мне имени: Голубев, Гурник, Салманов, Шоссон.

Буду слушать.

Гурник и Шоссон в Архиве пока не представлены - и вот вам еще один резон составления
таких списков: теперь кто-нибудь, возможно, добавит их сочинения.

Словом, одобряю, поддерживаю и призываю пользователей последовать примеру Mr. Musikus.
 

MargarMast (24.02.2011 21:23) не в сети не в сети

Я вообще не могу понять, как можно о чём-то судить - и даже составить такой список, если я
в жизни не прослушаю столько, сколько прослушали musikus и gross, и даже у этих двух
выдающихся меломанов - у каждого - свой взгляд на то, что является `обязательной
программой`. Я, конечно, тут же бросилась слушать `Деву`. И моё чисто субъективное мнение
- что это очень красиво и привлекательно, но всё-таки это - не привычный нам Дебюсси.
Согласна с г-ном musikus`ом - совершенно нет импрессионистских ощущений от перелива ярких
цветовых пятен, или всплеска воды. То есть - мне здесь не хватает самого Дебюсси. Опять
же - чтобы составить о чём-то своё собственное мнение, надо это прослушать. Где взять
время? И - возвращаясь к Сумеру Лепа - почему никто ничего о нём вообще не сказал? Никто
не рассматривает его в ряду первых композиторов современности? Нет, вообще, составлять
`список композиторов для образованного человека` - дело безнадёжное. Столько эпох,
столько течений, столько имён. Надо просто искать то, что ближе всего по душе, оставить
это, как основу - а потом добавлять, расширять, учить себя слушать музыку, поначалу
непривычную. По-моему, в то время как образованность человека очень важна, важнее всё-таки
другое - его душевная открытость ко всему новому для себя.
 

MargarMast (24.02.2011 21:24) не в сети не в сети

Atonal, неужели Вы прослушали всё остальное, что в списке г-на musikus`a?
 

MargarMast (24.02.2011 23:42) не в сети не в сети

Кстати говоря, я недаром предлагала приводить еще имя исполнителя, который, по мнению
`вывешивателя` списка, лучше всего представлет данное произведение. Иначе можно попасть в
полный просак - как с `Аппассионатой` Гульда (не то, чтобы я хотела снова пробуждать
кипения на эту тему)
 

musikus (24.02.2011 23:55) в сети в сети

Atonal, немного об авторах.

Илья Гурник, действительно мало известен, хотя он автор ряда превосходных сочинений.
Писал в разной манере, в зрелый период был ближе к авангарду, но `Времена года`,
написанные в 50-е г.г., - лучшее. Это четырехчастный цикл, состоящий из маленьких
эпизодов. Играет камерный ансамбль, включающий в себя все инструменты симф. оркестра,
которые, однако, никогда не играют вместе, а группируются малыми ансамблями - под задачу.
Эпизоды все - программные, образно прописанные. Всё это очень графично, остроумно и
напоминает мне прозрачную акварельную живопись Дюфи.

Вадим Салманов - известный ленинградский композитор, которого очень ценил
Е.А.Мравинский, записавший все его 4 симфонии. Симфонии превосходные, но особо выделяется
2-я, которую иногда называют `Зов природы`. Части называются так: `Песнь леса` – `Зов
природы` – `На закате` - `…А лес поет`. Симфония удивительная по языку и слушается с
наслаждением.

Евгений Кириллович Голубев - еще один маститый советский композитор, в свое время
проф. МГК (по классу композиции). Композитор своеобычный, такой отстраненно-холодноватый
по стилю, я бы сказал - эстет, близкий по мышлению к импрессионизму. Особенно показателен
в этом отношении его красивейший арфовый квинтет, заставляющий вспомнить сонату Дебюсси
для флейты, альта и арфы и Интродукцию и аллегро Равеля. Великолепен и 3-й концерт для
ф-но с орк., изысканно-стильный, медитативный. Я когда-то впервые слушал его в МГК (с
Т.П.Николаевой) в 50-х г.г.

Ну, а по поводу Шоссона я в недоумении, ведь это французский классик. Не знаю,
почему его нет в Архиве. Его `Поэма` для скр. с орк. - абсолютный шедевр, который играли
многие, в т.ч. Яша Хейфец (есть запись). Из других его вещей наиболее известны `Поэма о
любви и море`, прекрасная симфония и проч.

Постарайтесь все это послушать, не пожалеете.
 

musikus (25.02.2011 14:57) в сети в сети

Посмотрел, оказывается Шосон в Архиве, конечно, есть, и поэтому не понятно, почему Вы,
Atonal, его не заметили. И `Поэма` его роскошно представлена в самых разных исполнениях!
 

Atonal (25.02.2011 20:36) не в сети не в сети

Да, прозевал! Спасибо за подсказку, Mr. Musikus. Буду слушать.
 

Atonal (26.02.2011 09:45) не в сети не в сети

Mr. Musikus.

Я не поленился перевести Вашу `Навигацию для путешествия по музыке` на английский
(“Navigation for the journey in music”) и показал ее двум американским студентам,
изучающим музыку, то есть будущим музыковедам (musicologists).

Я сказал им примерно следующее: “One Russian expert believes that all musical
compositions included in this list, should listen to a man who thinks he is cultured and
educated.”

- Well, I do not know, I do not know... It is unlikely to afford for the average
listener, - сказал один из них после внимательного изучения текста.

- This will be a difficult journey. It is unlikely that it will seem so much enjoyable
for travelers, - добавил другой.

На мое предложение составить свою навигацию они обещали подумать. Если у них что-нибудь
получится, я опубликую.
 

musikus (26.02.2011 10:31) в сети в сети

Спасибо, подождем реакции
 

musikus (26.02.2011 11:56) в сети в сети

Вообще, словцо `навигация` брошено мною неосмотрительно, т.к. в моих перечнях нет никакого
указания на пути следования, на `методику` продвижения в познании музыки. Это совершенно
особый вопрос, ответ на которой (если вообще существует) очень сильно разнится в
зависимости от индивидуальных наклонностей, восприимчивости, культурной среды,
профессиональной ориентации и т.д. Ваши друзья-студенты, atonal,- не исключение: они уже
ангажированы, и их суждения в части познания музыки уже теперь не могут быть
универсальными. Я рассуждал как любитель (хотя и, примерно, с 65-летним стажем слушания
`серьезной`) музыки, а они - будущие музыковеды - с профессиональной позиции... К тому же,
совершенно уверен, скажутся `американские` среда и ментальность.
...Однажды я шел по `ул. Герцена`, и возле консерватории мне навстречу двигались два
юнца, наверняка ученики ЦМШ и пылко спорили. Один выкрикнул: `Даже такой бездарный
композитор, как Бетховен!..`. Это были будущие профессионалы...
 

MargarMast (27.02.2011 02:24) не в сети не в сети

Atonal писал(а):
Mr. Musikus.

Я сказал им примерно следующее: “One Russian expert believes that all musical
compositions included in this list, should listen to a man who thinks he is cultured and
educated.”q]
Atonal, извините за поправку - `should be listened by a person who considers himself
cultered or well educated`
 

MargarMast (27.02.2011 02:26) не в сети не в сети

cultured*
 

diana22 (02.03.2011 15:40) не в сети не в сети

Я тоже считаю, что список очень мал...
 

1938 (26.04.2011 15:54) не в сети не в сети

Уважаемые пользователи сайта! Рекомендую ознакомиться с работами Генриха Нейгауза-мл.
,внука Генриха Густавовича Нейгауза. Надеюсь, что почерпнёте из них много нового и
интересного.
http://berkovich-zametki.com/Avtory/Neuhaus.htm
 

musikus (26.04.2011 16:59) в сети в сети

К чести держателя сайта надо заметить, что среди представленных материалов отсутствует
интервью Г.Нейгауза-мл. с небезывестным Гавриловым, посвященного известного чему.
 





Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru