ФОРУМ

Форум » Обсуждение общих вопросов » Учиться слушать и понимать музыку


Atonal (18.02.2011 22:07) не в сети не в сети

В связи с комментарием пользователя Split It Out от 12 июля 2010 года
(http://classic-online.ru/users/?item=17396&tab=comments).

В Соединенных Штатах еще в 2008 году вышла любопытная книга Тома Муна (Тоm Мооn) под
названием “1,000 Recordings To Hear Before You Die”, что значит `1000 записей, которые не
худо бы послушать, прежде чем помрёшь`.

У книги превосходный эпиграф-девиз: `Чем больше любишь музыку, тем больше музыки, которую
любишь` (The more you love music, the more music you love).

По сути дела, это длинный перечень компакт-дисков, которые, как считает автор, надо бы
успеть послушать, пока жив. Замысел отличный, но, к сожалению, в этом списке - всё в куче:
и классика, и поп-музыка, и рок, и джаз, и блюз.

Так вот, мы как-то с моими приятелями, американскими музыкантами и просто любителями, на
досуге затеяли составить свой, так сказать, рекомендательный список, включив в него, что
называется, `самое-самое`, то есть то, что, как нам хотелось бы, послушали наши дети, не
навязывая им при этом ничего `обязательного`.

Дети, понятное дело, увлечены роком, в том числе и не самым плохим и даже, прямо скажем,
очень хорошим, которому мы и сами отдаём должное.

Что же мы могли бы предложить им, но не в качестве альтернативы року, а в качестве
дополнения к нему?

Мы не пытались, подобно Тому Муну, объять необъятное и потому список получился довольно
кратким. Каждый участник написал свой перечень, а потом мы отобрали общее, решив, однако,
что список будет открыт для дополнения. Вот что получилось.

1. Бах. Хорошо темперированный клавир. Месса си минор
2. Берг. Лирическая Сюита. Лулу
3. Берио. Sequenzas
4. Гайдн. Симфония Nо. 45
5. Гершвин. An American in Paris
6. Гласс. Symphony No. 5
7. Губайдулина. `In Tempus Praesens`, второй скрипичный концерт
8. Дебюсси. Images. Estampes
9. Картер. Струнные квартеты
10. Копланд. Quiet City
11. Корильяно. The Red Violin Caprices. Sonata for Violin
12. Лигети. Скрипичный концерт
13. Лютославский. Jeux venitiens
14. Мессиан. Des canyons aux etoiles
15. Моцарт. Реквием
16. Мусоргский. Картинки с выставки
17. Пендерецкий. Utrenja
18. Перголези. Stabat Mater
19. Равель. Болеро
20. Рахманинов. Второй и Третий фортепианные концерты
21. Фелдман. String Quartet
22. Франк. Прелюдия, хорал и фуга
23. Чайковский. Первая и Шестая симфонии. Времена года
24. Шнитке. Gogol Suite. 1 - 4 квартеты
25. Шостакович. Kвартет Nо. 8

Ну, и как вам это нравится?
  +1

MargarMast (18.02.2011 22:32) не в сети не в сети

Atonal, это очень интересная идея. Я обязательно воспользуюсь списком, чтобы послушать
то, что не слышала. Но он всё-таки очень субъективен. Где же Сибелиус, где Григ, где
Шопен, где Брамс, где Стравинский? Это я назвала первых попавшихся. Неужели Пендерецкий
стоит хоть кого-нибудь из них, а Гершвин - Стравинского? Всё-таки, видно очень влияние
вкуса американцев - не самого изысканного, Вы уж меня извините, мы всё-таки тоже
принадлежим к той же группе.
  +1

musikus (18.02.2011 23:04) не в сети не в сети

Список носит этакий стохастический, абсолютно бессистемный характер и уж НИКАК не
соответствуют представлению о том, без чего нельзя обойтись в жизни. Почему-то получается,
что без сомнительных квартетов (да еще во множественном числе!)Картера нельзя обойтись, а
без, к примеру, 14-го квартета Бетховена - можно. И, действительно, `американизмы` списка
вопиют. Почему такой, весьма средний, если не посредственный, композитор, как Аарон
Копленд (притом, что он для американцев - `классик`), в списке присутствует, а целого ряда
действительно великих авторов - нет. НЕ СЕРЬЕЗНО, РЕБЯТА. Вы просто ложно ориентируете
тех, кто еще не очень в теме.
  +2

MargarMast (19.02.2011 00:22) не в сети не в сети

Да, кстати говоря, возвращаясь к тем же американцам - неужели у профессиональных
музыкантов не на слуху имя Айвза? А Копланд, действительно, недостоин вообще никакого
упоминания ни в каком списке, и его `Апалачинская весна` - просто символ музыкальной
поверхностности и занудства. Я и не заметила его имени раньше.
 

Atonal (19.02.2011 03:30) не в сети не в сети

Г-н Musikus,
во-первых, спасибо за отклик. Я как раз и ожидал его в первую очередь от Вас, как от
человека, по Вашему же выражению, находящегося `в теме`.

Во-вторых, я полностью согласен с Вашей общей оценкой списка. Мы и не собирались
составлять нечто всеобъемлющее и тем более - удовлетворившее бы всех. Этот список - всего
лишь отражение вкусов небольшой группы лиц, к тому же, по большей части любителей.

В-третьих, цель моей публикации была одна: побудить пользователей составить свой список
`самого-самого`. Вот и давайте начнем хотя бы с Вас. Первое сочинение Вы уже назвали: 14
квартет Бетховена. Очень хорошо. Что ещё? Одно только условие, если не возражаете: не
больше 25 имён. Согласны?
 

musikus (19.02.2011 11:29) не в сети не в сети

И все-таки это несерьезно. Знаете, есть такой анекдот. Двое солдат разговаривают: Первый:
`Иду на ДР к корешу. Бутылку купил, а что еще взять - не знаю`. Второй: `Ну, купи
какую-нибудь книгу...`. Первый: `Да нет, книга у него уже есть`. Так и со списком `не
больше 25 наименований`. Я когда-то решил составить себе антологию русской поэтической
лирики. И таки сделал ее, выписав строго по одному стихотворению от каждого автора,
невзирая на масштабы дарования. Получилось два тома машинописи и порядка 350 имен в них.
Процесс был интересный, но результат все же - сомнительный.
Мун прав, нужно уж по крайней мере 1000 произведений, чтобы отразить богатства мировой
музыки, накопленной за столетия. Но это - серьезная работа... Здесь, скорее, нужно так:
каждый участник добавляет в общий список те произведения (пусть даже всего горстку),
которые сопровождают его всю жизнь (или будут сопровождать, как ему кажется). Но только
отбор должен быть принципиальный, ответственный. Никаких Картеров. И - не ограничивать
величину списка. Создать такие АННАЛЫ.
  +3

From (19.02.2011 15:51) не в сети не в сети

Я думаю, следовало бы создать некоторый `базовый` список из наиболее доступной для
понимания музыки, но в то же время нетривиальной) А после него - огромный простор для
поисков. Я думаю, куда важнее проблема популярности и доступности такого простора)
  +2

vmb1 (19.02.2011 18:13) не в сети не в сети

`Такая была перина! Всю жизнь собирала! Ни одного перышка! Пушинка к пушинке!`
 

ladunov (19.02.2011 20:12) в сети в сети

Лигети есть. А Бетховена и Шопена нет!

Лучше бы там классики было побольше.
 

musikus (19.02.2011 20:40) не в сети не в сети

МАНЬЯКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ.Депрессивная фаза выражается в эмоциональном и
интеллектуальном спаде. Больные испытывают беспричинную тоску, глубоко пессимистичны, они
испытывают чувство полного бессилия...
МАРАЗМ - состояние распада психической деятельности, сопровождающееся крайним
физическим и умственным истощением. Развивается как исход некоторых хронических болезней,
поражающих ЦНС, например - сифилиса...
(Медицинская энциклопедия).
 

MargarMast (19.02.2011 21:45) не в сети не в сети

Да-а, vmb1, что тут можно сказать... Бедный Вы, бедный.
 

MargarMast (19.02.2011 21:55) не в сети не в сети

Потом, Atonal - ну почему всё-таки 25? что это за магическая цифра такая? Почему не по
крайней мере 100? Неужели даже начинающий меломан не может прослушать 100 произведений? И
мне очень нравится идея musikus`a - чтобы каждый составил список из самых значительных
произведений для него самого, тех самых, которые - как книги, которые хотелось бы взять с
собой на необитаемый остров.
 

MargarMast (19.02.2011 22:45) не в сети не в сети

Кстати говоря - вот тоже интересное замечание Темирканова, который сказал, что при всей
своей любви к Чайковскому, это - не тот композитор, которого он стал играть бы часто, а
вот Брамса - как он сказал - можно играть бесконечно. Вроятно, потому что Чайковский
очень быстро насыщает, у него как бы предельные эмоции, он всепоглощающий. Поэтому, может
быть, на необитаемый остров нужно было бы взять Брамса, чтобы слушать его ещё и ещё,а
Чайковский и так звучал бы в душе. Вот интересно - кто что бы взял с собой на необитаемый
остров?
 

vmb1 (20.02.2011 17:52) не в сети не в сети

`Выписать строго по одному стихотворению от каждого автора, невзирая на масштабы
дарования` - это АБСОЛЮТНЫЙ ИДИОТИЗМ.
(К медицинской энциклопедии не прибегал. И так ясно.)
 

musikus (20.02.2011 19:03) не в сети не в сети

Успокойтесь, болезный, не тужтесь так-то уж шибко, берегите свой ливер, а то он уже лезет
у вас наружу.
 

musikus (20.02.2011 19:39) не в сети не в сети

Кстати, об «идиотизме». Он сводился к тому, что автор этих строк несколько лет, не
торопясь, заново и, надо сказать, с большим удовольствием, читал русскую поэзию – от и до
– от силлабики и классицизма XVII в. до настоящих дней, копался в поэтической литературе,
стремился поглубже вникнуть в стилевые особенности текстов. В результате эта антология
включила в себя самых разных представителей русского стиха, представленных во всех,
практически, течениях, группировках (центрофугалы, заумники, ничевоки, неоакмеисты и проч.
– смыслите Вы в этом что-нибудь?) и до нынешних, включая андеграунд, постмодерн,
концептуалистов, метаметафористов, верлибристов, иронистов и проч. И вот, чтобы как-то
зафиксировать весь этот процесс, и была сделана антология, демонстрирующая образцы стилей.
Не такое уж идиотское занятие. И не кажется ли Вам, vmb1, что в этом конкретном случае
потуги представить каждого поэта не одним показательным текстом, а целой выборкой стихов
были бы АБСОЛЮТНЫМ ИДИОТИЗМОМ? Перепечатать себе (на пишущей машинке!) всю русскую
поэзию?!
 

tbe1 (21.02.2011 09:42) не в сети не в сети

В первый раз зашла на этот форум и сразу же сложилось мнение, что тут обитают не любители
музыки, а ученики школы злословия. Идея Atonal хорошая. Вместо того, чтобы поддержать ее и
предложить свои альтернативные списки (никто же не собирается заносить их в Энциклопедию
всех времен и народов), вы критиканствуете. Неконструктивно.
 

musikus (21.02.2011 11:19) не в сети не в сети

Идея Atonal привлекательна для всех, кто любит музыку, но трудно осуществима в рамках 25
наименований. В этом все дело. Ну нельзя мировую музыку, взятую во всем ее разнообразии и
ставшую для многих важной частью личной жизни, символизировать этаким шорт-листом. Это
возможно лишь для тех, кто имеет этакие, `узкопрофильные` привязанности (`Я люблю только
Шопена, особенно вечером` или -категорически! - `У меня весь день в проигрывателе ХТК
Баха!`). Все это очень мило и очень хорошо характеризует человека (ведь не Стаса Михайлова
любит и не урода Лепса!), а - Баха. Но, положа руку на сердце, все это мало имеет
отношения к музыке, как к Искусству. Это, скорее, вариант `меблировочной музыки`. Что до
`большого списка`, то он мог бы быть интересен и полезен для тех, кто вовлечен в мир
музыки и хотел бы совершенствоваться, развиваться. Ну, как список книг, который отец дает
сыну, книг, которые нужно непременно прочитать молодому человеку, чтобы тот не остался
невеждой. У меня, грешного, давно есть такой прикидочный МУЗЫКАЛЬНЫЙ список,
адресовававшийся одному неофиту, но это не 25 названий, а, примерно, 25 страниц
компьютерного текста. На форуме их не выложишь.
 

Dymassen (21.02.2011 17:57) не в сети не в сети

Тут немного больше, чем 25.

1. И.С. Бах - Пассакалья и фуга до-минор
2. И.С. Бах - Прелюдия и фуга ре-мажор
3. Д. Букстехуде - Прелюдия и фуга соль-минор BuxWV 149
4. А. Вивальди - Времена года
5. Л. ван Бетховен - Симфония №5
6. Л. Боэльман - Готическая сюита
7. П.И. Чайковский - Сюита из балета `Щелкунчик`
8. Ф. Лист - Годы странствий
9. В.А. Моцарт - Реквием
10. В.А. Моцарт - Симфония №25
11. В.А. Моцарт - Симфония №40
12. В.А. Моцарт - Концерт для ф-но с оркестром `Эльвира Мадиган`
13. Л. ван Бетховен - Лунная соната
14. К. Дебюсси - Бергамасская сюита
15. М. Регер - Интродукция и пассакалья ре-минор
15. С. Франк - Прелюдия, фуга и вариации си-минор
16. С. Франк - Пастораль ми-мажор
17. Ф. Мендельсон-Бартольди - Симфония `Реформационная`
18. С.С. Прокофьев - балет `Ромео и Джульета`
19. Дж.П. да Палестрина - Missa papae Marcelli
20. Г. Аллегри - Miserere mei, Deus
21. И.С. Бах - Кантата `Christ lag in Todes banden`
22. Й. Пахельбель - Hexachordum Apolinis
23. К. Сен-Санс - Симфония №3 `Орган`
24. К. Монтеверди - Vespro della beata vergine
25. Ф. Шуберт - Неоконченная симфония
26. И.С. Бах - Страсти по Иоанну
27. Э. Григ - Сюита `Эдвард Григ`
28. Г.Ф. Гендель - Музыка на воде
29. С. Франк - Хорал №1 для органа Ми мажор
30. Д.Д. Шостакович - Симфония № 7 До мажор `Ленинградская`
31. И. Штраусс (сын) - Вальсы и польки
32. Л. Вьерн - Вторая сюита
33. Г.Ф. Гендель - Концерт для органа или арфы с оркестром Op.4 №6 Си-бемоль мажор
  +2

ladunov (21.02.2011 18:07) в сети в сети

Замечательно, что опирается на классику. Но все равно нет многих любимых композиторов.
Того же Шопена.
 






Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru